Откуда еврейские фамилии

Основная статья: Товбины и Иткины
Этот материал взят из бескрайнего интернета. Я честно говоря даже не знаю с каких сайтов. Поэтому заранее прошу прощения у авторов материалов. Но поскольку учение это мицва, т.е. - благодать то надеюсь, что все будет без обид. тем более что материал очень интересный и нужный!!!

 
ПЕРВЫЕ ЕВРЕЙСКИЕ ФАМИЛИИ В ЕВРОПЕ
 
Впервые фамилиями в современном смысле обзавелись испанские евреи. Возьмем, например, фамилию Бенвенисти (Бенвеништи), которая означает примерно "добро пожаловать". Она известна еще с XI века. А вот и другие распространенные фамилии сефардских евреев: Альбо - "белый", Абулафия - "отец здоровья" (араб.). 
 
Ашкеназы, в отличие от испанских евреев, на протяжении почти семи столетий назывались личными именами и отчествами, даже когда значительная часть их нееврейских соседей уже имела фамилии. Лишь в XVIII столетии большинство ашкеназов получили фамилии с легкой руки чиновников, составлявших реестры народонаселения. В ряде стран евреев ограничивали в выборе фамилий. В Австро-Венгрии и во Франции запрещалось присваивать себе фамилии сановных семей, принадлежащих к "коренной нации". В Венгрии им не разрешалось обзаводиться фамилиями дворянских родов. В Галиции, с целью наживы, был введен особый "прейскурант": самыми дорогими были фамилии, связанные с названиями цветов и драгоценных металлов, как то: Розенталь, Блюменкранц, Гольдберг, Гольдштейн; более дешевыми были фамилии попроще, например Айзен ("железо"), Айзенберг ("железная гора"), Эйзенштейн ("железный камень"), Шталь ("сталь"); тот, кто хотел заполучить фамилию бесплатно мог зарегистрироваться как Фукс ("лиса"), Грин ("зеленый") либо Шварц ("черный").
 
 
ЕВРЕЙСКИЕ ФАМИЛИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ 
 
В Московской Руси и в Российской империи до последней четверти XVIII столетия количество евреев было весьма незначительным и допуск их в Россию был ограничен. Массовое появление евреев в России относится к концу XVIII столетия, когда в связи с тремя разделами Польши (в 1772, 1793 и 1795 гг.) к России были присоединены белорусские, литовские и украинские воеводства, в которых проживало большое количество евреев. Только в двух губерниях - Могилевской и Полоцкой, возникших на территориях, присоединенных к России в 1772 году, проживало свыше 40.000 еврейских семейств. Новые земли организовывались в губернии в соответствии с русским сословным законодательством. Новые еврейские подданные были признаны "инородцами", и им было запрещено проживание в "коренных" русских губерниях. Таким образом была установлена "черта оседлости". 
Для взыскания податей и привлечения к рекрутской повинности необходим был учет и организация всего податного населения. Поэтому немедленно после присоединения к России земель Восточной Белоруссии в результате первого раздела Польши Екатерина II распоряжением от 13 сентября 1772 года предписала белорусскому генерал-губернатору Чернышеву организовать поголовную перепись еврейского населения, расписать его по кагалам (действовавшим в Польше органам еврейского самоуправления), и установить для евреев подушную подать в размере одного рубля с головы. Перепись еврейского населения и приписка его к кагалам была возложена на последние и для обеспечения своевременного и бездоимочного поступления подушной подати была установлена круговая порука кагала за всех членов еврейской общины. 
 
К началу XIX столетия относится и массовое присвоение евреям наследственных фамилий
До XIX столетия русские евреи, за редкими исключениями, не имели наследственных фамилий. Те немногие евреи, которые упоминаются в русских исторических документах, именуются только личными именами. 
 Обязанность евреев принять наследственную фамилию была законодательно установлена Положением о евреях, разработанным специально для этого созданным в 1802 году Комитетом и утвержденным Александром 1 Именным Указом от 9 декабря 1804 года. По мотивам, приведенным в п. 32 этого Положения, присвоение евреям фамилий устанавливается "для лучшего устройства гражданского их состояния, для удобнейшего охранения их собственности и для разбора тяжб между ними". Присвоение евреям фамилий - явление бесспорно прогрессивное - вытекало из "либеральных" идей, которыми было проникнуто законодательство первых лет царствования Александра I.
Право на наследственное прозвище было одним из гражданских прав личности наряду с его правом на повсеместное занятие торговлей и любым промыслом, на обучение во всех учебных заведениях. В этом отношении "Положение о евреях" пошло навстречу экономическим потребностям страны. Евреи были признаны лично свободными во всех состояниях (ст. 12 и 42), за ними было признано право владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью, право на свободное занятие всякого рода торговлей и ремесленными промыслами, кроме винного, с припиской к соответствующим сословиям.
 
"Положение о евреях" 1804 года запретило евреям изменять присвоенные фамилии. Cенат Указом от 24 февраля 1808 года предписал произвести специальную перепись всех евреев, обязав их "вписаться в одно из состояний Положением предусмотренных и принять непременно известную фамилию или прозвание, ежели где того еще не исполнено. По вступлении евреев в одно из упомянутых состояний и по принятии ими фамилий, обязать их запастись видами, звание и фамилию каждого означающими ". 
 
Присвоение евреям фамилий в Царстве Польском (десяти польских губерниях, составлявших до 1815 года Великое Герцогство Варшавское), присоединенном к России после Отечественной войны 1812 года, проходило несколько иначе. Обязанность евреев избрать себе наследственные фамилии была возложена на них постановлением наместника Царства Польского Великого князя Константина Павловича от 27 марта 1821 года. По этому постановлению евреи должны были зарегистрировать в городских магистратах и в уездных управлениях свои имена и фамилии, а не имеющие фамилий таковые избрать. Когда через некоторое время выяснилось, что многие евреи постановления не выполнили, было дано предписание городским властям самим присваивать фамилии уклонившимся от этого евреям. Этим, между прочим, объясняется наличие у польских евреев значительного количества фамилий, созданных искусственно и звучащих на немецкий лад, и незначительное количество фамилий от языка иврит. 
 
В 1844 году еврейское кагальное самоуправление было в России упразднено, кагалы распущены, и еврейское население в административном отношении подчинено городским управлениям. Тогда же было постановлено: "Каждому еврею, главе семейства, объявляется, каким именем и прозванием он записан по ревизии, внесен в посемейный и алфавитный списки и должен именоваться в паспортах и во всяких актах. С переменившими сие имя или прозвание поступается на основании общих о том законов". Это законоположение было в дальнейшем включено в Свод законов Российской империи. Статья 954 части I тома IX Свода законов, действовавшая вплоть до Февральской революции 1917 года, гласила: "Евреям навсегда сохранить принятую фамилию или прозвище, без перемены, с присовокуплением к оному имени, данного по вере или по рождению" .
 
Характерно, что специальным законом, изданным в 1850 г. и также включенном в свод законов, евреям запрещалось менять фамилию даже при переходе в другое вероисповедание. В качестве санкции против нарушителей этого запрета в Уложение о наказаниях была включена специальная статья 14161, установившая уголовную ответственность за ношение евреем не присвоенных ему имени и фамилии. В конце 19-го столетия некоторые евреи, получившие светское образование, стали в быту и в деловых сношениях пользоваться именами в их русской или немецкой транскрипции: Абрам, Исаак, Аркадий, Ефим и т.д. вместо Аврум, Ицек, Арон, Хаим. В этом было усмотрено недопустимое нарушение закона. Высочайше утвержденным 23 апреля 1893 года мнением Государственного Совета было постановлено, чтобы евреи именовались в паспортах и во всех актах только теми именами, под коими они записаны в метрических книгах, под страхом уголовной ответственности. 
 
Советское законодательство разрешило всем гражданам изменять свои фамилии по желанию. Меняли фамилии и евреи, иногда из соображений национальной мимикрии. Однако большинство дореволюционных фамилий осталось неизмененным. Сохранились в основном и еврейские фамилии в том виде, в каком они были приняты их первыми носителями в начале прошлого столетия. 

 

МАТРОНИМИЧЕСКИЕ ФАМИЛИИ
 
Фамилии, образованные от личных женских имен, есть у многих народов. Но среди еврейских (особенно ашкеназских) фамилий процент матронимических гораздо выше, чем у других народов. Общепринятым объяснением этого факта принято считать то обстоятельство, что у евреев (особенно в Европе) женщины в 18-19 веках играли более активную социальную и экономическую роль, чем у их христианских соседей, а также то обстоятельство, что в иудаизме в заупокойных и поминальных молитвах, а также в молитвах об исцелении, принято называть того, о ком молятся, по имени матери, а не отца (то есть, например, «Авраам сын Рахели» или «Ханна дочь Ривки»  и т. п.)
Небольшая часть матронимических ашкеназских фамилий образована с помощью немецкого (или идишского) форманта «-сон/-зон», то есть «сын» или «-кинд», например, Соринсон от имени Сора (Сарра) или Годельсон от имени Годл. Есть небольшое число матронимических фамилий со славянским (русским или польским) окончанием «-ович» (например, Циперович от имени Ципора). 
Иногда фамилия образовывалась не от имени матери, а от имени жены, и в этих случаях употреблялось идишское (немецкое по происсхождению) окончание «-ман», например, Ривман (то есть муж Ривы), Гительман (муж Гитл) и т. п.
Иногда употреблялись и более редкие окончания, например, фамилия Шпринцак образована с помощью окончания «-ак» от имени Шпринца (кстати, само по себе это имя тоже довольно редкое), а фамилия Цивьян ― с помощью окончания «-ан» от имени Цивья.
Однако подавляющее большинство матронимических ашкеназских фамилий образовано с помощью либо славянского (русского) окончания «-ин» или идишского окончания «-ес» (часто записывавшегося как «-ис»). Оба эти окончания, каждое в своем языке, указывают на принадлежность («васин карандаш» = «карандаш Васи» и т. п.)
При образовании еврейских матронимических фамилий оба эти суффикса могут сочетаться с уменьшительными суффиксами ― идишским «-(е)л-» и славянским «-к», причем в любых комбинациях, то есть, например, русское окончание может сочетаться как с русским, так и с идишским суффиксом.
Таких фамилий существуют многие десятки, с тысячами носителей, причем носители одинаковых фамилий чаще всего не являются родственниками ― эта модель образования фамилии была настолько распространена, что одна и та же фамилия от одного и того же женского имени могла быть присвоена независимо разным людям в десятках населенных пунктов по всей територии «черты оседлости».
Бася ― Басин, Баскин 
Бат-Шева ― Башевис 
Бейла ― Бейлин, Белкин (из труднопроизносимого Бейлкин), Бейлис 
Блюма ― Блюмин, Блюмкин 
Брайна ― Брайнин 
Броха (Бруха) ― Брохин, Брухин, Брошкин 
Буна ― Бункин (фамилия русского дворянского рода Бунин никак не связана с этим еврейским именем) 
Витка ― Виткин 
Голда ― Гол(ь)дин 
hадасса (уменьшительное hода) ― Годин, Годес 
hеня (для русского чиновника это имя звучало либо как Геня, либо как Хеня) ― Генин, Генкин, Генис, Хенкин 
hинда ― Гиндин 
Гута ― Гутин, Гуткин, Гитин 
Дво(й)ра (уменьшительное Двося)- Дворин, Дворкин, Двойрис, Деборин, Двосин, Двоскин, Дворкович 
Дина ― Динкин 
Доба ― Добин, Добкин, Добкес/Добкис 
Добра (уменьшительное Добруша) ― Добрушин 
Ента ― Ентин(Энтин), Энтелис 
Ета -Эткин 
Зельда ― Зельдин 
Зюсл (Зисл) ― Зискин, Зыскин, Зускин. 
Злата (Злота) ― Златин, Златкин, Злотин, Злоткин 
Йохевед ― Юхвидин, Юхвидис 
Крейна ― Крейнин, Крайнин. 
Лея (библейское Лия) ― Леин, Лейкин 
Либа ― Либин, Либкин (Липкин ― записанная «на слух» фамилия с оглушением звука «б»). 
Малка ― Малкин 
Менуха ― Менухин 
Милка ― Милкин, Мильчин 
Миндл ― Миндлин 
Минна ― Минкин 
Мирьям (уменьшительная форма Мирка) ― Марьясин, Миркин, Мирчин 
Незла (очень редкое имя славянского происхождения) ― Не(в)злин. 
Нехама ― Нехамкин, Нехамкис/Нехамкес 
Песя ― Песин, Пескин, Песис 
Пая ― Паин, Пайкин, Паис 
Перл ― Перлин 
Ривка (библейское Ревекка, уменьшительная форма Рива) ― Ривкин (Рывкин, Рифкин), Ривлин, Ривелес 
Райя ― Райкин, Райцин, РайцесРейза (это имя переводится как «роза») ― Рейзин, Резин, Рейзлин, Ревзин, а также Розин 
Рода ― Родин, Родкин 
Роня ― Ронин, Ронкин 
Рася/Рося (уменьшительное от Рохл) ― Росин, Расин, Роскин, Раскин 
Рохл (библейское Рахиль) ― Рохлин, Рахлин, Рахлис 
Симха (это имя чаще употреблялось ка мужское, но изредка и как женское) ― Симкин 
Слава ― Славин, Словин, Славкин, Славцис 
Сора (библейское Сарра) ― Сорин, Соркин, Сурин, Суркис 
Сося (уменьшительное от Шошанна, то есть Сусанна) ― Сосин, Соскин, Шошин, Шошис 
Тамар ((уменьшительное Тэма) ― Тамаркин, Тумаркин, Темкин(Тёмкин) 
Тойба ― Тойбин, Товбин, Тайбинович, Тайбин, Тайбен 
Трайна ― Трайнин. 
Фейга ― Фейгин, Фейглин 
Фрума ― Фрумин, Фрумкин 
Фрида ― Фридкин, Фрейдин 
Хава(библейское Ева) ― Хавин, Хавкин 
Хая ― Хаин, Хайкин 
Ханна ― Ханин, Ханкин, Ханелис/Ханелес 
Хася/Хеся ― Хасин, Хесин, Хаскин 
Цвия (иногда произносилось как Цивья) ― Цивкин 
Цейтл ― Цейтлин, Цейткин, Цейткис, Циткис, Циткер 
Ципора ― Ципкин, Ципес(Ципис) 
Черна ― Чернин 
Шейна ― Шейнин, Шенкин (из Шейнкин), Шейнис 
Шифра ― Шифрин, Шифрес 
Эстер ― Эстрин, Эстеркин, Эстерлис 
Элишева (уменьшительное Элька) ― Элькин, Эльцин, Эльцис, Эльсас