Товиты

Основная статья: Товбины и Иткины

 ТОВ

ТОВ (Суд 11:3-5, 1Мак 5:13) - название области на в. от Иордана, в которой поселился Иеффай, после бегства от своих братьев. Вероятно, эта же самая область разумеется и во 2Цар 10:6, хотя и под названием Истов (т.е. мужи Тови). На нее же, как думают, указывается в 1Мак 5:13. Упоминаемые во 2Мак 12:7 Иудеи, называемые Тувиинами, называются так потому, что жили в земле Тови - по Гречески Toupiov. 

ТОВ-АДОНИЯ
ТОВ-АДОНИЯ (благ есть Иегова - мой Господь; 2Пар 17:8) - один из левитов, посланных Иосафатом наставлять народ Иудейский в законе Господнем. 

ТОВИИЛ
ТОВИИЛ (Тов 1:1) - отец Товита из колена Неффалимова. 

ТОВИС
ТОВИС (2Езд 5:28) - один из привратников, сыновья которого значатся в числе возвратившихся из плена с Заровавелем. В 1Езд 2:42 и у Неем 7:42 читается: Шоваи. 

ТОВИТ и ТОВИЯ
ТОВИТ и ТОВИЯ (угодный Иегове; Тов 1:1, 9:3, 17:6 и др.). Между Израильтянами отведенными в плен было семейство Товита. Живя в Ниневии, Товит приобрел торговлею большое богатство. Много благодеяний он оказывал своим единоплеменникам, раздавал хлеб и одежду бедным и погребал умерших. Сначала никто не мешал ему в этом, но скоро настало тяжелое время для Израильтян. Новый царь Ассирийский, Сеннахирим, начал их преследовать и убивать. Трупы убитых валялись по улицам города, Товит тайно погребал их, но за это был осужден на смерть. Он скрылся из Ниневии, а имущество его было разграблено. По смерти Сеннахирима ему позволено было возвратиться домой. В праздник Пятидесятницы Товит устроил у себя пир и послал сына своего Товию пригласить к себе на праздник какого-нибудь бедного Израильтянина. Товия возвратился с известием, что на площади лежит удавленный Израильтянин, Товит тотчас же встал из-за стола, принес труп убитого в свой дом и вечером похоронил его. По закону же Иудейскому прикоснувшийся к умершему считался на этот день нечистым и не мог войти в дом; потому Товит лег спать на дворе у стены. Ночью попала ему в глаза от сидевших на стене воробьев нечистота, и у него образовались бельма. Товит более не мог работать. Жена его Анна пропитывала семью своими трудами. Они очень обеднели, питались одним хлебом и не ели мяса. Однажды добрые люди подарили Анне козленка. Товит, услышав в своем доме блеянье его, удивился. Явилось у него подозрение, не краденный ли это козленок. Такое подозрение оскорбило Анну и она сказала: "Где же милостыни твои и праведные дела? вот как все они обнаружились на тебе!" Горько стало Товиту от упреков жены, и он просил у Бога смерти. Вспомнил он тогда о 10-ти талантах (на наши деньги 24,000 руб.), которые положил на хранение у Израильтянина Гаваила, жившего в Рагах Мидийских. Призвал Товит сына своего Товию, дал ему завещание на случай своей смерти, передал потом расписку Гаваила и приказал найти человека, который за условную плату согласился бы проводить его в Раги Мидийские. Товия скоро нашел молодого человека, который сказал ему, что он знает и дорогу в Раги и Гаваила, и взялся проводить его Товит снарядил сына в дорогу и, отпуская его с путником, сказал: "Бог да сделает счастливым путь ваш и ангел Его да сопутствует вам." Вечером путники пришли к реке Тигру. Товия спустился с берега в воду, чтобы вымыться. В это время кинулась на него рыба, Он испугался, но спутник велел схватить ее и выбросить на берег. Рыбу эту они испекли, а сердце, печень и желчь ее взяли с собою. Спутник объяснил Товии, что желчь этой рыбы уничтожает бельма, а курение сердцем и печенью ее исцеляет от мучения демона. Пришли они в город Экбатаны и остановились у Израильтянина Рагуила. У Рагуила была дочь Сарра. Семь раз выдавали ее замуж и все мужья в первый же день умирали. Спутник дал совет Товии жениться на ней, обещая благословение Божие. Товия послушался. Родители Сарры благословили их. Пламенно молились Товия и Сарра, чтобы Господь благословил их брачный союз. Молитва новобрачных была услышана. Товия, по совету спутника, желчь и сердце пойманной рыбы положил в кадильницу и курил и тем изгнал демона, который умерщвлял мужей Сарры. После этого Товия остался в доме тестя на несколько дней, а спутник его взял расписку и сходил за деньгами к Гаваилу. На четырнадцатый день после свадьбы Товия собрался домой. На прощании отец сказал своей дочери: "почитай свекра и свекровь: они теперь твои родители. Желаю слышать о тебе добрый слух." Мать, прощаясь с Товиею, говорила ему: "да даст мне Господь увидеть детей от Сарры, дочери моей. И вот отдаю тебе дочь мою на сохранение; не огорчай ее." Между тем Товит с женою сильно скорбели о своем сыне. Не знали они, чем объяснить его замедление, и приходило им на мысль: не умер ли он? Анна каждый день выходила на дорогу и с тоской смотрела вдаль. Однажды она увидала путников, которых давно ожидала, и побежала к ним на встречу. В дверях дома Товию встретил отец. Товия помазал отцу глаза желчью рыбы и тем снял бельма с глаз его. Увидел он сына и заплакал от радости. Товия рассказал отцу и матери все что с ним случилось, и потом все вместе вышли на встречу Сарре. Пришло время расстаться с добрым путником. В благодарность отец и сын предложили ему половину имения, но он ответил: "Тайну цареву прилично хранить а о делах Божиих возвещать похвально. Делайте добро и зло не постигнет вас. Лучше малое с справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото. Не скрою от вас ничего. Когда ты, Товит, и невестка твоя Сарра молились, я возносил ваши молитвы пред Святого; и когда ты погребал умерших, я был с тобою. И вот Господь послал меня исцелить тебя и невестку твою. Я Рафаил один из семи ангелов, которые возносят к Богу молитвы святых." Отец и сын в страхе пали на землю. Рафаил сказал: "не боитесь, а вечно благословляйте Бога. По Его воле пришел я. Теперь восхожу к Пославшему меня. Напишите в книгу все, что случилось с вами." Товит и Товия встали, но уже не видали Ангела хранителя. Все с ними случившееся они записали в книгу, которая называется книгою "Товита." 

ТОВИТА КНИГА
ТОВИТА КНИГА состоит из 14 глав. В ней находится, между прочим, такое завещание Товита своему сыну: "Когда я умру, похорони меня и не покидай матери своей, всю жизнь почитай ее и не делай ей огорчения. Когда она умрет, похорони ее возле меня. Помни Господа Бога нашего и не желай грешить и преступать заповеди Его. Из того, что имеешь, твори милостыню. Берегись всякого рода распутства. Во всем веди себя осторожно. Что сам ненавидишь, того не делай другому. Вина до опьянения не пей. Не пренебрегай советов мудрого. Во всякое бремя благословляй Господа и проси у Него, чтобы пути твои были правы и все дела и намерения твои благоуспешны." Книга эта, хотя и не каноническая, отличается особенною назидательностью. Здесь ясно открываются премудрые и благие пути промысла Божия в нашей жизни, которых часто мы не примечаем, или видим в них одно стечение случайных обстоятельств. Здесь мы видим невидимое для нас благодетельное служение нам Ангелов Божиих. Здесь мы видим поучительнейшие примеры добродетелей. Где, в самом деле, найдем мы такое изображение добродетелей семейных, такие картины нравов патриархальных, как в истории Товитов? Какая безграничная любовь к несчастным и угнетенным братьям! Какая преданность Провидению среди жесточайших испытаний! Ничто в этом человеке не может поколебать его веры в Бога. Столь же удивительна и покорность сына отцу, Товия может служить образцом покорности и уважения, какое дети должны иметь к своим родителям. Но "назидательное это жизнеописание, пишет митрополит Филарет, неудовлетворительно для ищущего чистой исторической истины. Греческий и Латинский тексты сей книга далеко отстоят один от другого. Иосиф Флавий не говорит ни слова о Товите" (Библ. Ист. в конце 7-го периода). Когда и кем написана эта книга, неизвестно. В Еврейском тексте ее нет. Происхождение ее относят к временам Маккавейским, или к двум последним векам до Р.Хр. Она известна на разных языках; но первоначальным текстом ее признается Греческий LXX. 

ТОВИЯ
ТОВИЯ (Бог благ) - имя нескольких лиц: Тов 1:9 - сын Товита, о котором было сказано выше. 2Пар 17:8 - один из левитов во времена царя Иосафата. 1Езд 2:60 - одно из лиц, сыновья которого возвратились из плена с Зоровавелем. В 2Езд 5:37 стоит: Ваенан. 
Неем 2:10, 4:3 и др. - Аммонитский раб, быть может из слуг Персидского царя. Он вместе с Санавваатом препятствовал Неемии в восстановлении и укреплении Иерусалима. В последствии времени, во время отсутствия Неемии, он поселился было в одной из комнат храма, но узнав о сем, Неемия по возвращении приказал выбросить все домашние вещи из комнаты. . 
Зах 6:10-14 - один из Вавилонских переселенцев, посланных из Вавилона в Иерусалим с золотом и серебром для храма, из коих по повелению Ангела были сделаны пророком венцы и возложены на главу первосвященника Иисуса. Означенные венцы хранились после сего в храме Иеговы на память потомству.