евреи из Люцина

Основная статья: Кабо и Минцисы

 

 ВСЕ ПУТИ ВЕДУТ В ЛЮЦИН

 
Почти тысячу лет тому назад, в Латгалии, на границе Ливонии с Русью возник городок Лучин (Люцин).  Сейчас это территория современной Латвии. По Ипатиевской летописи 1171 года отмечается, что у князя Рюрика по пути из Новгорода в Смоленск родился сын Михаил. Город находился на двух холмах между озер Большая и Малая Лужа. Затем здесь хозяйничали  крестоносцы, войско Ивана Грозного, поляки, шведы. В 1660 году Люцин, по Оливскому трактату, переходит к Польше, к Речи – Посполитой. По польски Латгалия стала называться Инфлянты. Когда же в этой местности вообще появились евреи?

Как пишет Александр Фейгманис в своем исследовании «Живая история. Рание сведения о евреях Латгалии, до 1825 года» - первые евреи появились здесь со второй половины 17 века. Еврем селились не только в городах но и в сельской местности – в деревнях и местечках (штетлах). 
В 1772 году произошел первый раздел Польши, в результате которого к Российской империи были присоединены Восточная Белоруссия (с городами Гомель, Могилев, Витебск, Полоцк) и Латгалия (Латвия). Вместе с новыми землями Российская империя получила и большое количество еврейского населения. 
В общем-то до этого на Руси столько евреев ни кто не видел.
Политика царского правительства в их отношении часто менялась, но почти всегда имела ограничительный характер. Законодательство Российской империи относило иудеев к той категории «инородцев», чьи права и обязанности регулировались отдельными законами, в том числе «Положениями о евреях» 1804 и 1835 годов. С «Положением» в империи появились и еврейские фамилии. До начала XIX века евреи даже в официальных документах подписывались лишь своим именем или именем и отчеством. Пункт 32 «Положения» обязывал евреев при переписи населения, которая тогда проходила, ставить рядом с именем ещё и фамилию.
«Так в Люцине и Люцинском уезде в 1772 году всего проживал 661 еврей, в том числе только 32 человека жили в городе, остальные в селах и деревнях: казенных (126 человек), помещичьих (498) и монастырских 5.
Тем же 1765 годом датируется древнейшее надгробие на еврейском кладбище в Лудзе, его описывает в своей статье о прошлом еврейской общины – раввин города Мариенгаузена (Виляки) Бенцион Донхин: "Еще в начале 20 века стоял на холмике простой и небольшой каменный памятник, на котором было начертано следующее: "Здесь похоронен... весь дом Израилев, оплакивает пожар, зажженный богом,И вознеся с освящением Имени к святому Богу Моисей сын Давида, да будет благословенна память праведника! В день 25 Таммуза 525 (или 528?) года". То есть июль 1765 или 1768 год. Легенда рассказывает, что Моисей был деревенский портной, честный труженики и благочестивый еврей. Однажды, работая в деревне, он ввязался в религиозный спор по поводу происхождения Иисуса с крестьянами - католиками. Молва приписала ему, что он проколол иглой святую икону. Крестьяне пожаловались на "богохульника" польскому пану. Пан предложил Моисею либо креститься, либо он будет сожжен на костре. Моисей не шел от веры и погиб в огне, восторженно выкрикивая "Шма Исроэль!"
 
 
В Латвийском государственном историческом архиве хранятся подробные описания уездов Латгалии историка Болеслава Брежго за 1784.
«В Люцине, в 1784 году, помимо казенных строений – магистрата, сиротского суда, присутственных мест, - упоминается и и деревянная еврейскя школа (по-видимому, так названа синагога). «Жители того города, - говорится в описании, - купцы и мещани, некоторые из евреев, торгуют шелковыми, шерстяными, бумажными и прочими мелочными товарами; другие содержат небольшие котлы для винокурения, а мещане некоторые промышляют хлебопашеством.»
Всего в Люцине в 1784 году проживало 803 мужчины и 688 женщин, из них евреев-торговцев – 8 мужчин и 19 женщин, евреев мещан живущих в городе  - 33 мужчины и 30 женщин, евреев-мещан проживающих в уезде, - 492 мужчины и 399 женщин. Из 1491 человеку приписанномго к Люцину, 981 составляли евреи (65,8%).
В 1786 году в Люцине создана «Хевра-Кадиш» и общество изучения Мишны, а так же община избрала своего первого раввина Вольфа Альтшулера.
Интересно, что в Люцине процветала талмудистская наука; но зато среди жителей деревень, так называемых «ишувников» (от ивритского – ишув – зеленое место, деревенька) было много вообще не грамотного народа.